Термин
"маркетинг" происходит от английского "market"
- рынок. Означает он процесс определения желаний покупателя и
направление потока товаров и услуг для удовлетворения этого спроса
(Эдвин Дж. Долан "Микро-экономика") или комплекс действий,
предпринимаемый фирмами для реализации своей продукции на рынке.
Определение "сетевой" означает, что для реализации продукции
в данном случае используются сети поставщиков - распространителей
продукции. Сеть состоит из нескольких уровней, на каждом из которых
происходит передача и распределение товаров на более мелкие партии.
На последнем уровне товары доставляются непосредственно конечному
потребителю. И именно здесь образуется основная масса трудовых
вакансий.
Известный
и применяемый ещё с древних времён, этот способ в последние годы
получил современное название и новую интерпретацию. Характерной
её особенностью является использование в качестве звеньев не предприятий
или прочих юридических лиц, а конкретных сотрудников - лиц физических.
Отсюда вытекает следующее свойство сетевого маркетинга: подавляющее
большинство издержек в нём приходится на зарплату распространителей.
Родина
его современной интерпретации - Соединённые Штаты. Дата рождения
- начало 80-х годов ХХ века. Благодаря этой новой интерпретации
сетевой маркетинг уже успел стать неотъемлемой частью экономики
множества стран и влияние его неуклонно продолжает усиливаться.
С каждым годом расширяется сфера и ареал его применения. Быстрота
его стремительного распространения обусловлена высокой экономической
эффективностью. Ибо успешно завоёвывать рынки и развивать собственное
дело способны только очень неглупые люди. Древнеиндийская Бходжапрабандха
гласит: "Бесчестье предпочитая, честью пренебрегая, свою
выгоду извлекает мудрый, ибо губить выгоду - глупость".
Каковы
причины столь высокой эффективности сетевого маркетинга? Очевидно,
что они кроются в специфике структуры его затрат. Благодаря отсутствию
таких внушительных затратных статей, как арендная плата за торговую
площадь и покупка торгового оборудования, содержание охраны и
другого обслуживающего персонала и прочих, в предприятиях сетевого
маркетинга достигается значительное сокращение производимых издержек.
Повышается экономическая эффективность также благодаря высокой
степени экономии на масштабе в этой отрасли - схема её быстрее
позволяет производить реализацию товара крупными партиями. Есть
и ещё одна, очень немаловажная статья - величина налоговых платежей,
позволяющая фирмам, занимающимся сетевым маркетингом, добиваться
дополнительной экономии по сравнению с предприятиями традиционной
торговли. Не секрет, что при действующем в России налоговом законодательстве
предприятия любой отрасли стремятся минимизировать сумму налоговых
отчислений. И именно в сфере сетевого маркетинга для этого предоставляются
наиболее благоприятные возможности. Таковы главные составляющие
успеха данной предпринимательской отрасли сегодня. Но поскольку
трудоустройство - вопрос, решение которого следует ориентировать
главным образом на перспективу, пришла пора на время отвлечься
от стремительно ускользающего настоящего, дабы определить, каким
для сетевого маркетинга окажется неотдалённое будущее.
"Экономикс"
Макконнелла утверждает, что в постиндустриальной экономике (это
та самая, к которой мы теперь движемся, вместо коммунизма) большая
часть ВВП (валового внутреннего продукта) будет приходиться на
продукцию сферы услуг. Причём часть эта будет неуклонно увеличиваться.
А сетевой маркетинг как раз и относится к сфере услуг, более того,
услуг индивидуализированных - торговый агент доставляет продукцию
каждому покупателю, даёт подробную консультацию и индивидуальную
рекламу - то есть к той области экономики, в которой в ближайшее
время планируется наибольший рост. Кроме того, необходимо отметить,
что эффективность его использования увеличивается вместе с повышением
уровня альтернативных маркетинговых затрат (арендной платы, лицензирования,
рекламных расходов и т. д.). В нашей жизни это скорее правило,
чем случайность. Так что будущее у сетевого маркетинга есть.
Тем
не менее (или поэтому) сетевой маркетинг ругают. Ругают много
и ругают безжалостно. Вопрос - насколько справедливо его ругают
и почему. Без огня, как известно, дыма не наблюдается. И определённые
основания для критики сетевого маркетинга есть. Но здесь важно
предельно четко и правильно разделять критику, направленную против
существования данного вида деятельности и профессиональной занятости
в нём вообще, от критики, вызванной злоупотреблениями отдельных
фирм этой отрасли или организаций, "похожих на её представителей".
Почему это важно и для чего, мы сейчас наглядно продемонстрируем.
Примером
организаций, "похожих на представителей" сетевого маркетинга,
являются "пирамиды". Они привлекают в свои ряды так
называемых сотрудников, предлагая им заключить своеобразный "трудовой
договор". Суть его в том, что за право деятельности в данной
организации будущий "сотрудник" должен заплатить некоторую
сумму денег. После этого вся его последующая деятельность, будет
заключаться в поиске и привлечении следующих таких же "сотрудников".
А его доход будет складываться из отчислений с уплаченных по их
"трудовым договорам" средств. Для сглаживания возникающих
в таких случаях противоречий с законом подобными "компаниями"
используется версия о распространении какой-нибудь, часто формальной,
продукции. Вследствие этого не слишком утомляющая себя подтверждением
достоверности молва и относит такие "организации" к
сфере сетевого маркетинга.
Другое
дело, что существуют огульные и необоснованные обвинения в том,
что профессия эта неквалифицированная и бесперспективная, что
научиться там нечему, а работа - на износ. На эти обвинения у
сетевого маркетинга есть достойный и адекватный ответ. Ключ к
нему - применение сдельной оплаты. В этом случае, взяв человека
с улицы, прогадать никто не рискует. А вот стать хорошим торговым
агентом может далеко не каждый. Для этого надо иметь определённые
качества: энергичность и целеустремлённость, настойчивость и ответственность,
общительность и тактичность. Те, кто ими обладает или смогли ими
овладеть, продавать могут куда больше других, а значит и деньги
хорошие зарабатывать. Платят в сетевом маркетинге сразу и без
задержек!
Теперь
о том, чему такая работа научить может. Специфика её в том заключается,
что работникам сетевого маркетинга приходится иметь много непосредственных
контактов с людьми и от их успеха напрямую зависит эффективность
работы. Это означает, что работая с головой можно отлично обучиться
искусству убеждающего и делового общения. Выработать безукоризненную
вежливость в сочетании с твёрдой уверенностью в себе. Неизбежно
приобрести неоценимый опыт прикладной практической психологии.
А ваша записная книжка пополнится множеством полезнейших телефонов...
Это наверняка будет нужным не только для профессиональной карьеры,
но и для всей предстоящей жизни. Подарит вам эта профессия и ещё
одно немалоценное умение - улыбаться. Ибо не зря гласит китайская
мудрость: "Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заниматься
торговлей".
Наконец,
кто ругает и почему. Во-первых, жертвы "пирамид" и собственной
неосведомлённости. Ругают и те, кто попробовал, но не смог работать.
Вторят им граждане, оправдывающие свою боязнь потерять привычное,
с нищенской зарплатой место. И если в упрёках одних - гнев на
тех, кто сумел воспользоваться их простодушием, то в упрёках других
звучит не что иное, как боль от собственной неполноценности и
проявленной некомпетентности.
В
заключение считаю нужным сказать: сетевой маркетинг - понятие
очень объёмное и многогранное, не заслуживающее однозначно положительного
или отрицательного к себе отношения. Поскольку объём предлагаемых
его работодателями вакансий очень велик, а возможность попробовать
там себя имеет почти каждый, подробная и достоверная информация
о нём, думается, будет полезной для многих наших читателей. Чтобы
удовлетворить их интерес, "Работа & Зарплата" планирует
продолжать публикации на эту тему. Мы расскажем вам о том, как
извлечь максимальную пользу из работы в этой системе. В отдельных
статьях будут рассмотрены правовые и юридические аспекты данного
вида деятельности. Будет рассказано, как отличить нормальную фирму
от компании-"пирамиды". Из дальнейших наших публикаций
вы сможете узнать и о других полезных и интересных вещах. Тем
же, у кого одно словосочетание "сетевой маркетинг" продолжает
вызывать страх, напомню слова Виссариона Григорьевича Белинского:
"Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается
всякий страх".
Автор:
Салек Пинигин
|